Пушкин проснулся от резких ударов лицейского колокола: "Бум... Бум... Бум..." Он открыл глаза, выпростал из - под одеяла смуглую руку. Бр - р... как сегодня холодно. Печи внизу, верно, только затопили, и из остывшего за ночь душника веет не теплом, а холодным ветром. На дворе еще темно. Дверь приоткрылась, выглянула заспанная физиономия дядьки Фомы. - Вставайте, господин Пушкин, вставайте... - Который час? - Шесть. Так изо дня в день: ровно в шесть часов резкий звук лицейского колокола и - "Вставайте, господин Пушкин, вставайте..." Вставать не хотелось. - Да вы никак заснули? - Встаю, встаю... Почему - то вдруг вспомнилось, как гувернер будил проспавшего Матюшкина, а тот, не разобравшись спросонок, послал его к черту. Стало смешно, и сон пропал. Пушкин сдернул ночной колпак и принялся одеваться. В дверь снова сунулся дядька Фома. Ему, как и другим дядькам, надлежало следить за воспитанниками, за исправностью их одежды, убирать их комнаты. Пушкин оделся, умылся, расчесал роговым гребнем свои темно - русые курчавые волосы и вышел в коридор, где собирались воспитанники. Все построились парами - "порядком" - и пошли за гувернером в зал читать утреннюю молитву. Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия - "класс". В девять - чай. До десяти прогулка. В час обед. От двух до трех чистописание и рисование. От трех до пяти другие уроки. В пять чай. До шести прогулка, потом повторение уроков - "вспомогательный класс". В половине девятого ужин. После ужина до десяти - отдых ( рекреация ). В десять - вечерняя молитва и сон. Утреннюю молитву читали по очереди вслух. Над благовонным и богобоязненным Моденькой Корфом, который молился с усердием, смеялись. Дали ему прозвище "дьячок Мордан". В "национальных" лицейских песнях, которые сочиняли все вместе, собравшись целой толпой, о Корфе распевали: Мордан дьячок Псалма стишок Горланит поросенком. Уже на молитве хотелось есть, и нелегко было дождаться, когда пройдут два урока и поведут в столовую. Лицейская столовая во втором этаже - большая светлая комната с окнами на обе стороны, как и актовый зал. Так как кухня была устроена отдельно, во флигеле директорского дома, то кушанья носили через переулок и доставляли в столовую по особой служебной лестнице, которая доходила лишь до второго этажа. В столовой распоряжался буфетчик - "тафель - декер". Кушанья раздавало дежурный гувернер. Из соображений экономии вся лицейская посуда была не фарфоровой, а фаянсовой. Правда, ложки, ножи и вилки купили из серебра: будущим "столпам отечества" не пристало есть суп деревянными или оловянными ложками. Каждому воспитаннику к утреннему чаю полагалась целая крупитчатая булка, к вечернему - полбулки. В дни своих именин те из лицеистов, у кого водились деньги, договаривались с дядькой, Леонтием Кемерским, и он, вместо казенного чая, ставил для всех кофе или шоколад со столбушками сухарей. В будни обед состоял из трех блюд, в праздник - из четырех. За ужином давали по два блюда. Каждый понедельник в столовой вывешивалась "программа кушаней", и возле нее заключались договоры на обмен порциями. Жаркое меняли на пироги, печенку на рыбу, бланманже на что - нибудь более существенное. Кормили хорошо, но бывало всякое. Недаром в лицейских песнях имелись куплеты: Вот пирожки с капустой, Позвольте доложить: Они немножко гнилы, Позвольте доложить Лучшие места за обеденным столом, ближе к гувернеру, раздающему еду, занимали отличившиеся по поведению и успехам. Блажен муж, иже Сидит к каше ближе,- сказал по этому поводу Александр Пушкин. Надзиратель и гувернеры внушали воспитанникам, что вести себя в столовой надлежит "благопристойно", как если бы они находились в большом светском обществе, разговаривать тихо и "благоприлично". Но завтраки, обеды и ужины проходили шумно, весело. Обычно в столовой директор объявлял о новых распоряжениях. Стоило ему только появиться, как все умолкали. Не потому, что боялись. Он никогда не кричал, не распекал их начальственно. Он ненавидел муштру и гордился тем, что Лицей единственное учебное заведение Российской империи, где детей не секут. Василий Федорович старался сделать так, чтобы "воспитывающие и воспитуемые составляли одно сословие", чтобы воспитанники чувствовали в педагогах не начальство, а друзей. "У нас по крайней мере царствует с одной стороны свобода ( а свобода дело золотое ), - рассказывал в письме из Лицея своему приятелю Фуссу воспитанник Илличевский. - С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.". Малиновского не боялись, а любили, уважали. Очень скоро поняли, что он человек особенный. Главное для него не чины, не деньги, не расположение начальства, а воспитанники, Лицей. Он стремился их вырастить нужными для России, для "общего дела", "для общей пользы". Однажды ( это было вскоре после начала из лицейской жизни ) во время вечернего чая дверь в столовую отворилась и вошел директор. - Господа, - сказал он с тихим голосом, - есть распоряжение министра. До окончания курса ни один из воспитанников не имеет права выезжать из Лицея. Но родные по праздникам могут вас посещать. Сперва они не поняли. А когда поняли..... "Иные дети чувствительно приняли, что их никогда ни в какую вакацию домой не пустят", - записал Малиновский в своем дневнике. В тот вечер в столовой никто не смеялся. Но долго не горевали. Горевать было некогда: занятия, еда, прогулки - и дня как не бывало. Гуляли в сопровождении гувернера и дядьки три раза в день во всякую погоду. Возле самого Лицея гулять было негде. Там, где позднее разбили лицейский садик, в те времена была церковная ограда и березовая роща. В ней - стоянка для карет. Поэтому гуляли и играли в старинном парке Большого дворца. Вырвавшись на волю, мальчики отводили душу. Пушкин был одним из самых подвижных и ловких. Свою начитанность, прекрасное знание французского языка и французской литературы, за что ему дали прозвище "француз", ценил не высоко. А вот ловкостью, умением прыгать, бросать мяч гордился. Ему больше нравилось его другое прозвище: "обезьяна с тигром". Он писал об этих днях: В те дни как я поэме редкой Не предпочел бы мячик меткой, Считал схоластику за вздор И прыгал в сад через забор... Он долго помнил то время, Когда французом называли Меня задорные друзья, Когда педанты предрекали, Что ввек повесой буду я... Летом гуляли много, зимой меньше. Возвращались с прогулки отдохнувшие, веселые. Когда проходили близ дворца, где жил царь, гувернер уговаривал, чтобы шли тихо, чинно. Но его мало слушали. "Воспитанники Корф, Данзас, Корнилов, Корсаков и Гурьев, - записано было в "Журнале поведения", - во время прогулки отставали от своих товарищей и, идучи мимо дворца, рассматривали пойманных бабочек и производили шум. Слова и увещания гувернера Ильи Степановича Пилецкого, чтобы они сохраняли порядок и тишину и наблюдали порядок, нимало не имело на них действия". Одна из записей в это Журнале гласила: воспитанники Малиновский, Пущин и Илличевский оставлены без ужина за то, что во время прогулки они ссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били прутом по спине. Возможно, эта была шутка, а может быть, и ссора. Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Он сам вспоминал, что бывало очень разный: Порой ленив, порой упрям, Порой лукав, порою прям, Порой смирен, порой мятежен, Порой печален, молчалив, Порой сердечно говорлив... Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью... "Иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти... - рассказывал о Пушкине Пущин. - Бывало, вместе промазнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить". Многим лицеистам казалось, что бесшабашному, острому на язык "французу" море по колено. И только умный, добрый Жанно Пущин, его друг сердечный, знал, как волновали, огорчали и мучили Пушкина самые незначительные размоловки с товарищами. Все это обсуждалось по вечерам, когда ложились спать. С одной стороны четырнадцатого номера, где спал Пушкин , была глухая стена, с другой, за тонкой перегородкой, номер тринадцатый - комната Пущина. По лицейским правилам полагалось, "заняв свою постель прекратить разговоры". Но Пушкин и Пущин разговаривали допоздна. "Я.... часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком - нибудь вздорном случае того дня, - вспоминал Пущин, - тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывает какую - то важность, и это его волновало. Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось". О чем, о чем только не говорили они в эти ночные часы!.. Тускло горят ночники в арках длинного коридора четвертого этажа, мерно вышагивает взад и вперед дежурный дядька. Все давно заснули... Только в номерах четырнадцатом и тринадцатом слышится приглушенный шепот. - Ты чудак, Александр. Они и думать забыли... - Ты полагаешь, Жанно" - Не полагаю - уверен. - Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я... У меня несносный характер. Дядька останавливается, прислушивается, качает головой. - Нехорошо, господин Пушкин. Извольте, сударь, спать... Он протяжно зевает, крестит рот и проходит дальше. Слабо потрескивает масло в ночниках. Мерно вышагивает дядька. Из четырнадцатого и тринадцатого номеров доносится ровное дыхание. Уснули... Тихо... Лицей уснул до следующего дня.
|