Классы, где учились воспитанники, занимали в третьем этаже четыре комнаты. Самая большая из них - физический класс - была в шесть окон три из которых выходили на дворец, а три - в противоположную сторону. Стены физического класса окрашены были в бледно - зеленый цвет, потолок расписан фигурами. На возвышении стояла кафедра. Перед нею - столы и шесть полукруглых скамеек на пять мест каждая. К физическому классу примыкал физический кабинет. В нем - шкафы с различными аппаратами и приборами, такими, как "превосходной работы электрическая машина", "искусственное ухо... такой же глаз", изготовленные лучшим петербургским механиком; астролябия, глобусы земной и небесный, готовальня и тому подобное. За физическим кабинетом находились еще два класса. В классах, как и в столовой, воспитанников рассаживали по поведению и успехам. Последним в классе Пушкин никогда не сидел. Это поэтическое преувеличение. А Брольо и Данзас сидели. Но места, занимаемые в классе, далеко не соответствовали подлинному развитию, а тем более талантам воспитанников. Место Пушкина было ближе к последним. Между тем Иван Пущин рассказывал: "Мы все видели, что Пушкин нас опередил в развитии, многое прочел, о чем мы не слыхали, все, что читал, помнил; но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал выказываться и важничать..." Учились лицеисты по - разному. Способности их и их подготовка были различны. Одни перешли в Лицей из Московского университетского пансиона, другие - из Санкт - Петербургской гимназии, третьи - из частных пансионов, а четвертые, как Пушкин, приехали их дому. В классах Пушкин и его товарищи изучали предметы, предусмотренные учебной программой. Учебная программа, как и Устав Лицея, были выработаны не сразу и не одним лицом. Устав.... Он представлялся воспитанникам той роскошной книгой в глазетовом переплете, которую они видели на торжественном открытии Лицея. Они и не подозревали, что было до того, как двенадцать страниц Устава переплели в глазетовый переплет! В университетах науки преподавались во всей их обширности взрослым, знающим людям, чтобы они в своей области "дошли до совершенства". В Лицее же "детей благородных родителей" готовили к особенной цели и преподавали им "главные основания" многих наук. Будущие государственные деятели должны приобрести различные сведения, которые могли им понадобиться в дальнейшем. Поэтому программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. Изучали языки - русский, латинский, французский, немецкий, риторику ( теория красноречия ), словесность ( литературу ), русскую и мировую историю, в большом количестве "нравственные науки", географию, статистику, науки математические и физические, "изящные искусства и гимнастические упражнения", то есть чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховую езду и плавание. Учились в классах по семи часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд. Фехтованию и танцам обучались два раза в неделю - в среду и пятницу по вечерам. Расписание в году почти не менялось. Обучение в Лицее делилось на два курса. Первый назывался начальным, второй - окончательным. На каждом учились в течении трех лет. При переходе с курса на курс проводился публичный экзамен. Александр Пушкин проходил вместе с товарищами начальный курс с октября 1811 года до января 1815 года; окончательный - с января 1815 года до июня 1817 года.
|